УДК 62-235.1/.58

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

 

RESEARCH INTO THE CAUSES FAILURES AND FAULTS HYDROMECHANICAL TRANSMISSION OF CARS

 

Разговоров К.И. (АНО «Экспертно - правовой центр», г.Москва, РФ)

Razgovorov K.I. (ANO "Expert - Legal Center", Moscow, Russia)

 

Рассмотрены основные причины отказов гидромеханических автоматических коробок переключения передач (АКПП) по результатам исследований в рамках  независимых автотехнических эксперти.

The main causes of failure hydromechanical automatic gearboxes (automatic transmission) on the results of research in the framework independent auto-technical expertise. 

 

Ключевые слова: гидромеханические автоматические трансмиссии, причины отказов и неисправностей, автотехническая экспертиза.

Key words:  hydromechanical automatic transmission, the reasons for failure and faults, auto-technical expertise.

 

Гидромеханические конструкции автоматических коробок переменных передач (АКПП) начали массово применяться в 60-е на дорогих и тяжелых лимузинах и автомобилях представительского класса. Согласно принятой инженерной терминологии, «автоматической коробкой передач» именуется только планетарная часть узла, непосредственно осуществляющая переключение передач, которая вместе с гидротрансформатором (ГТР) образует автоматическую передачу. Также в отечественной литературе, для обозначения данного трансмиссионного агрегата используется термин  гидромеханическая передача (ГМП) — например, применительно к автомобилям «Чайка» и автобусам ЛиАЗ-677, такое название отражает  способность к автоматизированному переключению передач, а также конструктивную особенность — сочетание гидравлических и механических элементов. За долгие годы эволюции ГМП АКПП количество передач увеличилось с 4-х до 8-ми за счет применения двух пар планетарных передач.  Применение информационных технологий и электроники в конструкциях АКПП преобразовали ее в очень сложный электро-гидро-механический узел. Следует отметить,что процесс усовершенствования АКПП не уменьшает количество проблем в их эксплуатации.

На основании изучения вопроса об эксплуатационной надежности ГМП АКПП автором статьи установлено, что причинами отказов и неисправностей могут быть производственные дефекты, нарушение технологии ремонта и правил эксплуатации. Типичные причины отказов и неисправностей ГМП АКПП в российских условиях эксплуатации представлены в табл.1.

 

Таблица 1 - Анализ данных по отказам и неисправностям ГМП АКПП

№  п/п

Транспортного средства

Пробег, км.

Тип трансмиссии

Обнаруженные неисправности

Вид дефекта

Причина

1

«Фольксваген Туарег»

 

61266

8-ми ступенчатая гидромеханическая

Износ фрикционных дисков, трещина трубки масляной магистрали охлаждения АКПП

производственный

Брак при производстве деталей (трубки)

2

«Рено Сценик»

198203

4-х ступенчатая гидромеханическая

Трещины на поверхности крепления шпилек ГТР, разрушение масляного насоса, износ накладки тормозной ленты 1-2 передачи, следы износа на тормозном барабане 1-2 передачи, заклинил вал сателлитов  дифференциала, износ фрикционных дисков.

Смешанный (производственный и эксплуатационный)

Нарушение технологии ремонта (отсутствие надлежащей дефектовки и уточнение полного объема ремонтных работ)

3

«Ауди Q7»

111012

8-ми ступенчатая гидромеханическая

Износ: Фрикционных дисков, втулки суппорта насоса, деталей гидротрансформатора, (муфты, фрикционной накладки, насосного и турбинного колес)

эксплуатационный

Несоблюдение правил по эксплуатации (контроль и поддержание необходимого уровня масла)

    

К основным причинам возникновения неисправностей ГМП АКПП следует отнести низкий уровень масла, а также отсутствие четких указаний по регламентной его замене.

Слишком низкий уровень масла в AКПП опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная “эмульсия”, которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет важнейшие из своих свойств и становится сжимаемым. Следствием этого является снижение давления в гидравлической системе управления, возникают сбои в ее работе, уменьшается отвод тепла из АКПП, ухудшается смазка трущихся элементов. Наступает преждевременный и агрессивный износ деталей АКПП, низкое давление масла препятствует полному сжатию дисков фрикционов. Результат тот же — пробуксовка дисков относительно друг друга и их сгорание. Продукты износа попадают и засоряют  блок клапанов и ГТР.

В практике ремонта и эксплуатации АКПП имеют место различные случаи возникновения дефектов (табл.1). Так  в автомобиле «Фольксваген Туарег» произошла утечка жидкости через трубку масляной магистрали, которая имеет трещину (рис. 1).

Рисунок 1- Трещина на трубке системы охлаждения АКПП

 

АКПП данного автомобиля подверглось агрессивному износу и температурному перегреву. Фрикционные диски АКПП имеют следы температурного перегрева и износа (рис. 2).

 

Рисунок 2- Фрикционные диски АКПП со следами износа и перегрева

     

Пакет фрикционов состоит из частей, показанных на рис. 2. Входной крутящий момент передаётся с барабана на ведущие диски. Ведомые диски поддерживаются втулкой, которая передаёт выходной крутящий момент. Поршень  приводится в действие давлением масла. Двигаясь под давлением масла, поршень посредством конического диска плотно прижимает ведущие диски пакета к ведомым. Заставляя их вращаться как единое целое и осуществляя передачу крутящего момента от барабана к втулке. Как только давление масла падает, поршень перемещается влево, ведущие и ведомые диски разжимаются, крутящий момент через пакет больше не передаётся.

Недостаточная смазка привела к задирам втулки суппорта насоса (рис.3). Многие детали при недостаточном изучении их дефектов не были тщательно исследованы и отдефектованы (табл.1). Так в случае с автомобилем «Рено Сценик» многие дефектные детали были обратно установлены в АКПП, что привело к повторному ее отказу и заклиниванию через 50 км пробега.

Так и в случае с автомобилем «Ауди Q7» (табл.1), преждевременный износ деталей ГТР произошел из-за отсутствия плановой замены масла и контроля его необходимого уровня.

Рисунок 3 - Износ и задиры втулки суппорта насоса АТF

 

Анализируя дефекты деталей АКПП можно заключить, что природа их возникновения очевидна из-за проблем с давлением масла и как следствие – пробуксовка, износ, перегрев и заклинивание ее деталей. Это и явилось основной причиной неисправностей ГМП АКПП.

В результате исследования причин отказов ГМП АКПП были выявлены три основных типичных типа их отказов: производственный дефект; нарушение технологии ремонта; несоблюдение правил эксплуатации.