УДК  62-51

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННЫХ НЕЗАВИСИМЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПО Г. МОСКВЕ И МО

 

ANALYSIS OF THE QUALITY OF EXAMINATIONS PERFORMED BY INDEPENDENT AUTOTECHNICAL FOR THE CITY OF MOSCOW AND MOSCOW REGION

 

Разговоров К.И. (АНО «Экспертно - правовой центр» г.Москва, РФ)

Razgovorov K.I. (ANO "Expert - Legal Center", Moscow, Russia)

 

Рассмотрены вопросы качества выполнения автотехнических экспертиз

The issues of quality of performance assessments autotechnical

 

Ключевые слова: автотехнические экспертизы, анализ качества

Key words:  autotechnical expertise, quality analysis

 

На сегодняшний день в г. Москве и московской области (МО)  насчитывается 72 независимых экспертных организаций, выполняющих исследования по автомобильной тематике. Независимые автотехнические экспертизы подразделяются на судебные и внесудебные, то есть заказчиками исследования могут быть судебные органы, а также организации и частные лица.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, направленное на установление обстоятельств дела и состоящее в проведении исследования на основе специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и даче заключения экспертом по поручению суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

  Основной задачей экспертных организаций является: проведение независимых исследований, содержащие обоснованные ответы на поставленные вопросы; определение причинно-следственных связей между выполненными ремонтами техники и выявленными дефектами; вынесение независимых заключений по предмету споров между сторонами.

Заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты проведенных исследований в соответствии с действующими нормативными документами и гражданским процессуальным законодательством.

 Типы исследований подразделяются по следующим тематикам:

- оценка ущерба при дорожно – транспортных происшествиях (ДТП) и восстановительном ремонте;

- транспортно - трасологические;

- обстоятельств ДТП;

- автотовароведческие (определение причин возникновения неисправности, характера проявления дефекта и т.д.).

Автотовароведческая экспертиза  это исследование технического состояния автомобилей, их узлов и агрегатов по диагностическим параметрам, а также показателям их технических характеристик путем проведения исследования и (или) на основании информации, содержащейся в истории произведенных технических воздействий над ними в сопроводительных документах.

  Автор статьи проводил анализ автотовароведческих экспертиз в рамках гражданских дел районных судов г. Москвы и МО за 2012-2015 гг. Как показывает анализ, выполненный по полученным данным, большинство независимых экспертиз были обжалованы по причине низкого качества их выполнения (рис.1,табл. 1).

Рисунок 1- Причины, по которым обжалованы автотовароведческие экспертизы

Таблица 1- Перечень причин, по которым обжаловались автотовароведческие экспертизы

№ п/п

Доля,%

Причины

1

45

Выбор неправильного метода исследования;

2

25

Ошибочное мнение эксперта по причинам отказов и выявленным неисправностям;

3

15

Использование устаревших ГОСТов;

4

10

Отсутствие необходимой справочно-технической литературы производителя;

5

5

Недостаточное количество измерений для обоснования выводов заключения.

 

Анализ проведенных исследований позволит определить пять основных причин, по причине которых были аннулированы экспертные заключения.

На первом месте (см. табл.1, рис. 1) – выбор неправильного метода исследования. Под данной причиной понимается логически неправильное выполненное исследование, которое не выявляет точной причины неисправности техники, то есть исследуется следствие наступления отказа.

На втором месте – ошибочное мнение эксперта по причинам отказов и выявленным неисправностям. Здесь специалист исследовал все неисправности и отказы техники и сделал необоснованные выводы относительно причины возникновения дефекта, например, определил эксплуатационный дефект вместо конструктивного.

Третье место - использование устаревших ГОСТов при проведении исследовании.

На четвертом месте - отсутствие необходимой справочно-технической литературы производителя. Эксперт сравнивает полученные измерения с техническими данными другой техники.

Замыкает таблицу причина - недостаточное количество измерений для обоснования выводов заключения. Исследование производится только дефектных частей техники, а причина может заключаться в потере работоспособности другого узла (например, низкой производительности масляного насоса двигателя и т.д.).

Проведение данного анализа позволит обновить программы обучения и переподготовки экспертов автотранспортного комплекса, а также повысить качество выпускаемых специалистов для решения производственных задач в их практической деятельности.

 

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ,2001.

2. Постановление Правительства РФ №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»,2003.