К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Барашков О.А., Захарова А.С. (МГУ им. Н.П.Огарева, г.Саранск, РФ)

 

The present article is devoted to research of tax administration. Tax administration is the important direction of tax policy and one of the ways to increase the level of the taxes. Peculiarities of such measures are stated in the given paper.

 

Безусловно, налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Тем не менее, в настоящее время термин «налоговое администрирование» применяется бессистемно, отсутствует единое понимание его содержания. В экономической литературе ведется научная дискуссия о сущности налогового администрирования, его составных элементах, формах и методах организации, роли в развитии налоговой системы:

1)      налоговое администрирование – это комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках;

2)      налоговое администрирование – это динамически развивающа­яся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики;

3)      налоговое администрирование – это урегулированная нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на реализацию эффективной налоговой политики;

4)      налоговое администрирование – это организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

При наличии большого разнообразия взглядов можно выделить два подхода к трактовке содержания данного термина. Налоговое администрирование в широком смысле понимается как система управления налоговыми отношениями (налоговой системой). Налоговое администрирование в узком понимании сводится к налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами.

Налоговое администрирование как особый научно-практический процесс является достаточно емким по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое. Оно занимает ведущее место в системе управления экономикой.

К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно налоговое администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию.

С учетом компетенции исполнительных органов, содержательной наполняемости налогового администрирования на разных уровнях управления выделяется два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Минфин России, ФНС России. Задача налогового администрирования на этом уровне — разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе со­вершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет с учетом анализа те­кущих платежей и т.д. Субъектами второго уровня выступают терри­ториальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС России. Содержание налогового администрирования на этом уровне со­ставляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за со­блюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

Состояние налогового администрирования как качество деятель­ности фискальных налоговых органов по контролю наряду с характе­ристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на организации и физические лица является важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы.

Целью налогового администрирования является обеспечение прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему России в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налогового регулирования с точки зрения дальнейшего развития национальной экономики.

Важно заметить, что целевые установки налогового администрирования включают  исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности; выполнение налоговой политики и тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе; укрепление налоговой дисциплины, а также упорядочение налоговых отношений.

Особенность налогового администрирования заключается в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов в целях исполнения доходной части бюджетов различных уровней. Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы в мобильной форме, в виде гибкого механизма, способного оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения. Эта комплексная система направлена на повышение эффективности совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия, конкретную технологию налоговых отношений и стабильное поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, усугубляют социальную напряженность в обществе.

Налоговое администрирование служит своего рода индикатором, который позволяет проследить эффективность существующей системы налогов и сборов. Более того, оно позволяет оптимизировать процессы формирования бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, упорядочить налоговые отношения, создать необходимые условия, в том числе сформулировать определенные идеи, предложить законопроекты и т.п., необходимые для реализации финансово-правовой политики государства.

Обобщая научное исследование теоретических и методологических основ, предлагаются следующие качественные характеристики налогового администрирования, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Основные характеристики налогового администрирования

 

Важнейшими условиями повышения качества налогового администрирования выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-техниче­ской базы, использование новых технологий контрольной работы, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень их формационно-технологического обеспечения аналитической работы, повышение квалифи­кации кадров, разработка качественных профессиональных стандар­тов деятельности работников налоговых органов.

На современном этапе налоговое администрирование требует решения следующих задач:

1)       максимальная автоматизация процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности;

2)       централизация и интеграция информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы;

3)       стандартизация всех функций налогового администрирования;

4)       стандартизация и унификация программно-технических комплексов.

Таким образом, для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.