КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

 

Варламова М.А. (Саратовский институт (ф) РГТЭУ, г. Саратов,РФ)

 

Given article is devoted problems of realization of creative potential of workers in sphere of intellectual work.

 

При совершении каждой из происшедших революций в развитии производительных сил возникает, получает широкое применение и распространение, а затем и занимает господствующее положение среди техники новая форма технических (механических) средств. Так, при совершении охотничье-технической революции получают широкое распространение, а затем и занимают господствующее положение среди технических средств ручные механизмы; при совершении аграрно-технической революции получают широкое применение, а затем занимают господствующее положение тягловые механизмы; а при совершении индустриально-технической революции получают широкое применение и затем занимают господствующее положение в технике машины.

Очевидно, и при совершении современной, научно-технической революции должна получить широкое применение и распространение, а затем занять господствующее положение среди технических средств новая форма техники. Этими новыми механическими средствами являются автоматы. Далее, при совершении каждой из происшедших революций в развитии производительных сил происходит превращение одной из второстепенных до этого отраслей производственной сферы в ведущую отрасль общественного производства и одновременное перемещение отрасли, бывшей до этого ведущей, на положение второстепенной отрасли.

Анализ начавшейся научно-технической революции приводит нас к выводу, что промышленность должна переместиться на положение второстепенной (второй по значению) отрасли, а место ведущей отрасли общественного производства должна занять другая отрасль, которая до этого занимала место подсобной отрасли. Этой отраслью общественного производства является научное производство.

Однако, несмотря на всю значимость этой сферы хозяйствования, изучению проблем эффективности труда в данной сфере уделяется явно недостаточно внимания. Одна из причин невнимания к данной проблеме в том, что эффективность - это особая технология, применяемая работником умственного труда в рамках организации. До недавнего времени в мире существовало немного таких организаций.[1] Однако в настоящие время число организаций, основу деятельности которых составляет интеллектуальный труд, неуклонно растет, а их роль в развитии экономики постоянно повышается. В связи с этим представляет интерес изучение отличительных особенностей интеллектуального труда.

Интеллектуальный труд – это труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт является мозг, преобладают затраты умственной энергии, продуктом труда - является изложенная на бумаге мысль (идея), предназначенная для передачи другим или воплощенная в чем-то.

В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом являются мышцы, преобладают затраты физической энергии, продуктом труда является материальный объект - вещь, энергия и т. д. Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность, а интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии - умственно работающий человек устает и физически, многие виды интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки. Главный критерий выделения интеллектуального труда как особой категории - рабочий орган, производящий продукт, - мозг. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий, т.е. креативный характер.

Креативность - латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества. Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность.

Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативный продукт - это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее, картина, которая будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее.

Креативность вне творчества невозможна. Креативность - это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стал возможным синтез творчества и креативности. Современный мир развивается очень быстро. Изменения в жизни людей и технологий сегодня происходят гораздо быстрее, чем это было 200 лет назад. Если раньше первичными ценностями в жизни людей были деньги, земля, золото и другие материальные ценности, то сегодня основной ценностью является информация, а миром правит тот, кто владеет информацией и правильно ею управляет. Управляет, ориентируясь на особенности сознания тех людей, которым эта информация нужна.

Понимая это, каждый может самостоятельно сделать вывод о новой, постиндустриальной ресурсной парадигме, в основе которой лежат четыре элемента-информация, сознание, время и инфраструктура.

Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности - замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов.

Постиндустриальное пространство перенасыщено информацией. Человеческое - массовое, индивидуалыюе, корпоративное, этническое - сознание не способно справиться с таким объемом информации. Информационные потоки возникают, перемещаются и трансформируются с колоссальной скоростью. На современных финансовых рынках скорость движения капитала практически равна скорости движения информации, а следовательно, значительно превосходит скорость анализа денежных потоков. Поэтому движение капитала в мировом масштабе начинает все больше зависеть от креативного продукта, ориентированного на настроения, ожидания и подсознательные реакции участников рынка. Подобным образом ситуация складывается во всех сферах обращения информации. Креативное ядро всякого пакета сообщений обеспечивает максимально эффективное восприятие информации целевой аудиторией, не дает пакету сообщения превратиться в «информационный шум» и остаться незамеченным. Сегодня главной в продукте становится информационная, а не материальная составляющая.

Существует ряд ситуаций, решить которые может только один человек креатор. Может случиться так, что работа заходит в тупик, нет ясного пути, ведущего к выходу, нет надежд на саморазрешение ситуации, нет изюминки в продукте вашей деятельности. В таких случаях нужен сильный толчок, который зарядит энергией вашу работу. Наиболее наглядно эту ситуацию можно представить на примере маркетирговой деятельности как внутри предприятия, так и в виде отдельной бизнес услуги. В данном случае креатор это источник той невероятной энергии, он может сгенерировать творческую идею, построить концепцию успеха. Задачи его состоят не только в том, чтобы заложить в продукт деятельности изюминку, они значительно шире. Ему надо точно представлять себе действия потребителя при столкновении с креатив-продуктом, он должен построить сложную логическую цепь именно из тех звеньев, которым будет следовать потребитель.

В маркетинге креатив - это метафора, формирующая убеждения целевых аудиторий в нужном направлении, близкая по ключевым ценностям целевым аудиториям и заказчику рекламы, сформулированная словесно и зрительно на языке, принятом в целевой аудитории.

Что в этом случае мы можем понимать под эффективностью? Если смотреть с точки зрения бизнеса в целом, то целью любого бизнеса является прибыль, которая возникает, если достаточное количество представителей аудитории совершат определенные действия (например, купят товар, воспользуются услугой, заключат договор или что-то еще). В этом случае цель рекламы можно описать как такое изменение отношения целевых аудиторий к объекту рекламы, которое с наибольшей степенью вероятности вызовет ожидаемые действия. То есть можно определить, что целью рекламы может являться изменение отношения и, следовательно, поведения.

Есть ряд пунктов которые позволяют оценить креативность предлагаемой рекламной идеи, например:

- какое из предлагаемых решений может привести к результату наиболее коротким путем и с наименьшими издержками;

- нет ли негативных факторов в предлагаемом решении, которые перечеркивают вектор движения к результату и ведут в обратном направлении;

- нет ли слишком большого отклонения от идеальной модели, не ведет ли это отклонение к промежуточным результатам, из-за которых цель будет еще более отдаленной.

Если вы владеете деталями мышления целевых аудиторий, то эти оценки не только возможны, но и жизненно необходимы при планировании рекламы и оценке эффективности рекламных идей. Важно все время помнить, что главное в любой идее - это не сама идея как таковая с чьей-то точки зрения, а то, что она может изменить в мышлении целевых аудиторий. Люди покупают не товары, а исполнение своих желаний, планов, решение проблем, будущее, мечты, стиль жизни. И чем лучше мы знаем и понимаем целевую аудиторию, тем более точно мы можем не только создать эффективный креатив, но и оцепить работу креатора.

Следует отметить, что креативность интеллектуального труда характерна не только для маркетинговой деятельности. Не меньшею роль она играет в других сферах бизнес услуг, например способность обрабатывать огромное количество информации и видеть нестандартные решения задач очень важна в сфере компьютерного программирования, анализа финансовых рынков и т.д. Отдельно следует отметить работы архитекторов и дизейнеров одежды и помещений, стилистов и наконец авторов научной и учебной литературы для которых создание и воплощение своих идей в жизнь является основным источником заработка

Законодательное регулирование вопросов оценки и учета результатов интеллектуального труда на уровне предприятия имеет существенную специфику по странам. В Италии, Швеции, Японии, например, расходы на исследования и разработки учитывают в качестве нематериальных активов; в Великобритании, Франции, Канаде - расходы только на опытно-конструкторские работы. В России балансовую стоимость определяют по фактическим затратам создателя (приобретателя).



[1] См. Борисовский Г.С. Научно-технический прогресс. - М.: Знание, 1990., стр. 23